Бизнес-коммуникации на рынке коммерческой недвижимости

Печать
Гость: Наталья Подгорецкая, генеральный директор агентства бизнес-коммуникаций DIRECT


Евгений Якушин: Еще в ноябре вовсю обсуждали возможность второй волны кризиса. Сейчас и по собственным наблюдениям, и по отчетам аналитиков ясно, что рынок оживает, что надо двигаться дальше: реализовывать новые проекты, продавать новые услуги. Но рынок изменился и маркетинговые ходы компаний тоже будут меняться. В какую сторону?

Наталья Подгорецкая
Наталья Подгорецкая: Давайте, чтобы понять, что будет, сначала ненадолго оглянемся назад. Сфера доходной недвижимости всегда была специфична с точки зрения маркетинга и продвижения. Здесь не нужно далеко ходить за клиентом или партнером, потому что котел, в котором варятся все участники рынка, - маленький. Все друг друга знают или хотя бы наслышаны. Поэтому всегда использовались достаточно стандартные методы продвижения: представительский сайт, баннерная реклама на профильных порталах и в специализированных СМИ, информационное сопровождение значимых проектов или сделок. Сейчас рынок изменился. Игроки остались те же, но они теперь находятся в новых условиях. Каждая компания за год прошла проверку, показала свои как сильные, так и слабые стороны. Кто-то старался держать лицо, кто-то тихонько пересиживал сложные времена, кому-то не удалось скрыть проблемы. Поэтому сейчас организации, прежде всего, обращаются к помощи профессионалов PR. Теперь уже не обойдешься заказным материалом «на правах рекламы». Нужно быть объективно интересным. Нужны актуальные новости, экспертные мнения и даже полемика. Компания, которая активна в информационном плане, имеет сейчас намного больший шанс на увеличение своей доли рынка.

Евгений Якушин:
Изменилась ли рекламная политика компаний?
Наталья Подгорецкая: В целом нет. Мы видим те же рекламные модули или баннеры в тех же СМИ или на тех же порталах. И в том же количестве, что и год назад.

Евгений Якушин: Тогда какие еще новые методы продвижения стали использоваться?

Наталья Подгорецкая: Коммерческая недвижимость вышла в блогосферу и в социальные сети. Год назад это казалось бесполезным и немыслимым. Сейчас удивления не вызывает. Корпоративные сайты, которые раньше были просто вместилищем сухой информации, украшаются «фишками». Это аудиоролики, музыкальное сопровождение страниц, мобильные сервисы. Из старого, но казалось бы забытого за 2009 год: стали поступать запросы на создание виртуальных туров по объектам недвижимости, панорамных обзоров. Дорогие презентационные макеты и буклеты для мероприятий так же снова используются.

Евгений Якушин: Но ведь и расценки на все эти «украшательства» за год существенно упали. Сейчас проще себе это позволить. Я прав?

Наталья Подгорецкая: Безусловно, экономика заставила всех подвинуться в финансовых притязаниях. Рекламистов и пиар-специалистов прежде всего. Многие и вовсе ушли из профессии с наступлением сложных времен. Те, кто остались и смогли работать в новых условиях, на мой взгляд, и есть лучшие и наиболее грамотные в профессиональном смысле. Тем не менее, если посмотреть на расценки рекламных агентств полного цикла, то они снизились за год значительно. Причина: никому не хотелось терять клиентов. В недвижимости дешевел квадратный метр, у нас дешевел рабочий час. Но скоро, я думаю, оба параметра снова начнут набирать вес в денежном выражении. Предпосылки для этого есть.

Евгений Якушин: В законодательном регулировании сферы недвижимости произошли серьезные изменения. С начала года мы работаем по новым правилам. Может быть, с этим связан рост интереса к PR, о кором Вы говорили ранее?

Наталья Подгорецкая: Да, Вы правы. Введение системы саморегулируемых организаций косвенным образом пробудило интерес компаний к такой сфере PR, которую называют Goverment Relations – то есть коммуникации с органами власти. Рассчитывая на перемену структуры рынка, компании стремятся выйти на новый уровень бизнеса, а на этой ступеньке сложно реализовывать проекты без официальной поддержки. Кроме того, представители коммерческой недвижимости все чаще встречаются в рядах спонсоров как чисто информационных проектов, так и реальных акций. Здесь GR тоже совсем не помешает.

Евгений Якушин: Интересно, какие методы продвижения пока остались незадействованными для нашей сферы?

Наталья Подгорецкая: Думаю, что в России еще никто не использовал вирусную рекламу для продажи коммерческой недвижимости. По крайней мере, я с такими примерами не сталкивалась. Хотя и этот инструмент вполне может быть эффективным при правильном применении.

Евгений Якушин: Интересная мысль. Может быть, действительно этот вариант стоит обдумать?

Наталья Подгорецкая: Мне кажется, это хорошая тема для следующей беседы.

Евгений Якушин: Да, а сегодня спасибо Вам за аналитику и обзор публичной части жизни рынка коммерческой недвижимости.
Информация подготовлена компанией "Рэдлайн" по материалам сайта bsn.ru